Водолазы




Выпуск №35 от 27 июня 1891 года

Водолазы

(Главным материалом при составлении настоящего очерка послужили автору сообщения заведующего Кронштадтскою водолазною школой, лейтенанта Кононова, сделанные в Обществе Охранения Народного Здравия и Кронштадтском морском офицерском собрании)

Глубокая древность скрывает первые попытки людей изобрести такое приспособление, которое бы позволяло им более или менее продолжительное время оставаться под водой, не задыхаясь. Лэйярд, производя раскопки на развалинах ассирийских городов, открыл на одной из плит изображения водолазов, дышущих под водой при помощи мехов. Плиний в своих сочинениях упоминает о водолазе, который спускался в воду в особом костюме и был принят однажды за рыбу. Наши предки, древние славяне, переходя реки, запасались длинными полыми тростниками, через которые и дышали. Наконец, изобретение Штурмом в XVII веке водолазного колокола и Ля-Шапелем в XVIII веке скафандры разрешило задачу, к разрешению которой издавна стремилось человечество и создало водолазное дело в его современном виде. Все последующие усовершенствования касались только деталей устройства этих двух водолазных аппаратов, не изменяя их в главных чертах. Так в последнее время введено при водолазных работах электрическое освещение, применен телефон, усовершенствованы воздухо-нагнетательные помпы и т.п.

Как ни значительно облегчили все эти усовершенствования работу водолаза, последняя до сих пор остается и трудною и опасною. Уже самый процесс снаряжения водолаза производит довольно жуткое впечатление: его одевают в семипудовую одежду, обувают на ноги полупудовые галоши со свинцовыми подошвами, наконец, закрывают голову тяжелым круглым шлемом. С этого момента сообщение водолаза с внешним миром, со всеми окружающими оторвано, он как будто заживо опущен в могилу… Немудрено, что даже смелые люди, в первый раз испытывая этот тяжелый момент, падают духом и решительно отказываются спускаться в воду.

Наконец, водолаз одет в свой костюм, который по тяжести был  бы под стать Илье Муромцу.  Поддерживаемый  товарищами едва бредет он к опущенной лестнице и начинает спускаться в воду. Волшебный, невиданный мир открывается перед его взорами: чудный золотистый колорит царит кругом, над головою катятся золотые волны, там и сям показываются представители разнообразной природной фауны… Но водолазу не до того, - ему в пору думать только о себе, заниматься лишь собственными ощущениями. Он чувствует шут и боль в ушах, чувствует недостаток свежего воздуха и напрасно пытается подавить тягостные приступы удушья. Но что всего более беспокоит водолаза, особенно новичка, так это ощущение своей легкости. Там, на воздухе, он сгибался под тяжестью своего семипудового одеяния, а здесь, благодаря запасу воздуха в скафандре, он чувствует, что весит всего фунтов десять, что его ноги стоят неустойчиво, что какая-то сила тянет его вверх. И, наконец, это чувство сиротливости, полного могильного одиночества, это чувство человека, заживо опущенного в темный гроб!..  Весьма естественно, что новички-водолазы, опускаясь в первый раз, и подумать не могут о какой-нибудь работе. Несколько спусков необходимо для того, чтобы привыкнуть оставаться под водой; а спокойно наблюдать окружающую обстановку и любоваться эффектами подводного мира могут лишь опытные привычные водолазы.

Помимо всех этих трудностей, водолазное дело сопряжено с целым рядом опасностей, угрожающих самой жизни. Лопни накачивающая воздух труба, - шланг, как ее называют обыкновенно, - спустить водолаз слишком глубоко, перепутай он сигналы, поднимись слишком быстро с глубины на поверхность, - и очень часто дело заканчивается гибелью несчастного. Оттого гибельные случаи среди водолазов происходят сплошь и рядом. Оттого же дело это требует самого тщательного соблюдения массы предосторожностей. Не говоря уже о том, что все водолазные  аппараты должны сохранятся в безусловной исправности, водолаз, во избежание несчастий должен удовлетворять следующим условиям: он должен быть молод, - не старше 40 лет, - крепок, силен и, главное, привычен; он должен, далее, хорошо знать свое дело и особенно помнить сигналы; наибольшая глубина, на которой допускается работа, не должна превышать 25 сажень; наконец, спуск и подъем водолаза должен происходить не быстрее двух сажень в минуту. Но и при всем том несчастные случайности в жизни водолаза далеко не составляют редкости.

Очень часто дно в  том месте, где приходится работать водолазу, илисто и вязко, так что он, иногда совершенно незаметно, погружается в ил по пояс, даже по самые плечи. Чтобы вырваться  из засасывающей его грязи, водолазу приходится или употреблять громадные усилия или зажать рукой трубку, отводящую воздух, причем последний скопляется внутри аппарата и, стремясь подняться вверх, вытаскивает водолаза из ила. Это средство отличается простотою и легкостью, но зато требует величайшей осторожности. Водолаз должен наблюдать, чтобы его удельный вес все-таки был больше удельного веса воды. В противном случае его быстро выбросит с глубины на поверхность, а подобный быстрый переход сильно потрясает организм, производя параличи, даже вскипание крови и моментальную смерть. Отчего происходят такие последствия, мы поймем, если вспомним, что уже на глубине 33 футов тело водолаза испытывает громадное, более чем в 1000 пудов, давление слоя воды. Быстро переходя из-под этого давления, водолаз рискует, что его постигнет участь несчастных пассажиров «Зенита» - Сивеля и Кроче Спинелли, погибших в заоблачной высоте. В Кронштадтской водолазной школе был случай, когда один привычный опытный водолаз выбросился таким образом лишь с 9-футовой глубины и все-таки нажил себе смертельный паралич. Вот и еще пример, ярко иллюстрирующий опасности, которые грозят водолазу даже при соблюдении всех предосторожностей. Случай этот был в 1887 году в той же водолазной школе.  Поручик Б. спустился на глубину 22 футов, для осмотра ряжа, открытого на дне Кронштадтской гавани и вдруг почувствовал, что задыхается. Взглянув вверх, он увидел и причину удушья: воздухопроводный шланг застрял между бревнами ряжа над его головою, и воздух более не проходил в аппарат. В ужасе он дернул сигнальную веревку, чтобы его подняли, но и веревка запуталась, так что сигнал не был понят. Предвидя неминуемую смерть, несчастный водолаз нечеловеческим усилием поднялся на руках, вырвал шланг с веревкой и упал без чувств. К счастью, его догадались вытащить.

Другой  случай имел место в Петербурге в декабре прошлого года.  На Неве, около Васильевского острова затонула баржа с рельсами, вынимать которые были подряжены вольные водолазы. Один из них, Илья Попов, 25-летний мужчина, уже шесть лет занимавшийся водолазным делом, только опустился на пятисаженную глубину, как почувствовал, что он теряет сознание от недостатка воздуха и страшной боли. Оказалось, что шланг в верхней своей части лопнул, и таким образом части тела водолаза оказались под различным давлением. Голова и грудь, защищенная шлемом и твердыми частями костюма под давлением одной атмосферы, а нижняя часть туловища и ноги под давлением воздуха плюс пятисаженного слоя воды, т.е. под давлением двух атмосфер. Короче сказать, по всей верхней половине его тела была как бы приставлена одна огромная кровососная банка. Удивительно, что, несмотря на такое страшное потрясение, Попов все-таки выжил.

Но и всеми подобными случайностями не исчерпываются еще невыгодные стороны ремесла водолаза. Нередко приходится последнему вступать в отчаянную борьбу с морскими чудовищами, из которых злейший его враг – прожорливая акула. Нередко, наконец, опускаясь на погибший корабль, водолаз видит такие леденящие душу сцены, зрелище которых способно навести ужас на самого бывалого и хладнокровного  «труженика моря». Вот один такой пример, описанием которого мы и кончим свой очерк.

В конце шестидесятых годов большой океанский пароход на полном ходу налетел на подводный камень около Нью-Йорка и почти моментально пошел ко дну. Из нескольких сот пассажиров не спасся ни один. Вскоре после катастрофы для извлечения погибшего груза образовалась целая компания, которая и послала на место крушения шхуну с отрядом водолазов. Капитан шхуны, опытный водолаз, решил спуститься первым вместе с другим бывалым водолазом, Раймером, чтобы осмотреть положение затонувшего судна и составить план работ. Они благополучно достигли парохода и здесь разошлись. Раймер отправился на корму, а капитан в трюм. Осмотрев последний, капитан шхуны вышел на палубу и здесь увидел своего товарища с признаками неописуемого ужаса. Схватив капитана за руку и не пуская его идти далее, Раймер делал ему какие-то непонятные знаки, куда-то указывая рукою… Все черты его лица были искажены смертельным страхом, а глаза горели за стеклами шлема, словно у голодного волка. Смелый моряк, однако, не обратил снимание на испуг своего товарища и отправился в кают-компанию. Кругом царила мертвая тишина… Наконец, капитан дошел до входных дверей и здесь застыл от ужаса. Прямо перед ним, словно стадо испуганных овец, теснились и жались мертвецы. Тут были и мужчины и женщины и дети – целая толпа утопленников. Все они, видимо, старались поскорее добраться до спасительных дверей, когда смерть сковала их члены. Лица всех их были обращены на капитана, а на лицах с ужасающею ясностью было написано чувство адского, мучительного, предсмертного страха!..

Видал виды на своем веку отважный морской волк, но и он не мог вынести этого страшного зрелища. Не помня себя, бросился он на палубу, а палуба, чувствует он, колышется под его ногами: наверху поднялся сильный ветер и волнение распространилось на глубину. Капитан стал искать своего товарища, но взамен того нашел лишь свинцовые грузы, которые тот сбросил, желая поскорее подняться из проклятого места. Трясущимися руками принялся тогда покинутый сбрасывать и свои грузы, но последние словно приросли к его ногам. Наконец, один груз сброшен, остается другой, но в этот момент капитан чувствует, что он проваливается вниз, в трюм… Едва-едва удалось ему выбраться оттуда и без чувств всплыть на поверхность. Раймер, тем временем, не раздевался, готовясь в случае нужды идти на помощь к покинутому товарищу. Виденная ужасная сцена так подействовала на него, что он дал себе слово навсегда покинуть ремесло водолаза. Капитан же, хотя и остался водолазом, но решился никогда более не спускаться на погибшие суда, где есть утопленники.

Взято здесь http://www.rgo.ru/people_and_nature/n35/vodolazy/

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.