Маски Первой Мировой



Одной из проблем во время и после Первой мировой войны стала помощь обезображенным военнослужащим, получившим ожоги или ранения лица. Альтернативой зарождавшейся тогда же пластической хирургии были медные маски, скрывающие последствия таких ранений.



В британской армии насчитывалось порядка 60 тыс. солдат, которые получили ранение в лицо. Во Франции 9900 солдат с изуродованными лицами объединились после войны в особый ветеранский союз.



Тогда пластическая хирургия была очень болезненной и чрезвычайно опасной, поскольку пациентам грозил сепсис, а антибиотики еще не были изобретены. Однако у пластической хирургии была альтернатива.


Скульптор Дервент Вуд начал свою работу в марте 1916 г. и даже взял под свое руководство отделение в одном из лондонских госпиталей, которое получило у пациентов и их родственников прозвище «Магазин оловянных носов».


В Париже с конца 1917 г. работала американка Анна Коулман Лэдд.



И Лэдд, и Вуд проводили долгие часы, изготовляя маски-слепки лиц своих клиентов, расспрашивая их о желаемых изменениях и воспроизводя на бумаге предполагаемый облик. На основе старых фотографий и пожеланий раненых они, в меру своих творческих сил и способностей, изготовляли уже из гальванизированной меди маски, которые должны были скрыть все последствия ранения.



Маски весили 100-250 граммов и были, как заметила одна посетительница парижской студии, «тоньше визитной карточки». Прикосновение металлической маски к коже на ранах было неприятным, и мало кто носил ее с удовольствием, но социальный эффект перевешивал все страдания. У маски, однако же, имелись и другие недостатки. Она не старела, как остальные части тела, и не могла выразить эмоции, оставаясь пугающе безжизненной. Срок ее жизни был недолгим, всего несколько лет – под воздействием дождя, пота, слез она трескалась и ломалась.

По материалам:
Alexander, Caroline. Faces of War // Smithsoniane Magazine. February 2007
Biernoff, Suzannah. The Rhetoric of Disfigurement in First World War Britain // Social History of Medicine. 2011, No 24 (3). Pp. 666-685.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.