Из области фантастики

Выйдя на пустынную ночную улицу, он направился к метро. Бесшумный
пневматический поезд поглотил его, пролетел, как челнок, по хорошо
смазанной трубе подземного туннеля и вместе с сильной струей тёплого
воздуха выбросил на выложенный жёлтыми плитками эскалатор…

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»




Beach Pneumatic Transit была построена в Нью-Йорке в 1870 году инженером Альфредом Эли Бичем. Труба «воздушного метрополитена» имела всего 95 метров в длину и пролегала под Бродвеем — от Уоррен-стрит до Мюррей-стрит. Две подземные станции были богато украшены фресками, статуями и аквариумами с золотыми рыбками, а к услугам пассажиров были мягкие кресла.




Система была в первую очередь демонстрационной, призванной показать возможности подобного вида транспорта, и поэтому включала в себя только один 22-местный вагон (причём Бич вложил в строительство 350 тысяч кровных долларов). Пневмопуть пользовался бешеным спросом: в первые две недели эксплуатации на нем прокатилось 11 000 пассажиров, а за первый год в вагоне побывало 400 000 человек.


Интерьер пневматического вагона.

Но, несмотря на успех, документы на использование полноценной пневматической железной дороги изобретатель получил только в 1873 году, а к тому времени общественный и инвесторский интерес к проекту ослаб настолько, что даже демонстрационный участок пути пришлось закрыть из-за финансовых трудностей. Окончательно пневматическое метро похоронил обвал фондового рынка, после которого инвесторы покинули проект.


Внешний вид трубы системы Beach Pneumatic Transit

Однако «воздушный метрополитен» всё же оставил достаточно заметный след в искусстве. Так, один из героев триллера Мортона Фридгуда «Опасные пассажиры поезда 123» упоминает о существовании пневматического тоннеля, а в фильме «Охотники за привидениями 2», выпущенном в 1989 году, под Нью-Йорком обнаруживается полноценная пневматическая железная дорога.



6 февраля 1870, Нью-Йорк, США. Пассажирский вагон прибыл на платформу станции первого, пневматического американского метро. Туннель был построен в качестве эксперимента под Нью-Йорским Бродвеем компанией Beach Pneumatic Transit Co. Путь от Уоррен-Стрит к Мюррей-Стрит был открыт 26 февраля 1870. Вагоны приводились в движение перепадом давления воздуха.



1870, Нью-Йорк, США. Изобретатель Альфред Элай Бич в 1870 году построил пробную линию пневматического метро длиной 100 м. Вагончик «выстреливался» по тоннелю насосом мощностью сто лошадиных сил. На рисунке: станция и железнодорожные пути туннеля пневматического метро линии Бродвей.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.